Ключ к сильной композиции – простота. Стремитесь исключать из кадра всё, что не относится к основной идее вашего снимка. Заодно вы сможете удостовериться: присутствует ли там какая-то идея? Уберите всё лишнее, всё, что не улучшает композицию, и у вас останутся только те элементы, которые позволят донести до зрителя вашу мысль. Если же не останется ничего, то вы хотя бы сэкономите немного места на карте памяти, что тоже неплохо.
Взгляд зрителя не должен блуждать по фотографии, отыскивая, что важно, а что нет. Не оставляйте ему выбора. Яркие, контрастные объекты притягивают взгляд, поэтому, если они важны, размещайте их друг относительно друга наикрасивейшим образом, если же нет, удаляйте их из кадра без жалости, поскольку они будут лишь отвлекать внимание от главной мысли.
Не думайте о мелочах на стадии компоновки кадра. Если ваше оборудование исправно, а руки не дрожат, детали никуда от вас не денутся. Никого не интересует резкость вашего снимка, если его композиция слаба. Вы должны максимально упростить кадр и добиться гармоничного, сбалансированного расположения ключевых его элементов. Фотография должна притягивать взгляд даже издали, даже в виде крошечного эскиза. Если она не будет интересна в виде иконки, никто не затруднит себя разглядыванием её в полном размере. Зачем же беспокоиться о деталях? Да, детали важны, но только тогда, когда композиция идеальна.
Компонуя будущий кадр, абстрагируйтесь от конкретных объектов – в этот момент для вас важно не то, что вы снимаете, а то, как вы это что-то изобразите. Смотрите не на предметы, а на связь, отношения между ними. Старайтесь мыслить простыми геометрическими фигурами, цветными пятнами, линиями. Острые углы, прямые лини, яркие цвета, высокий контраст повышают напряжённость композиции. Напротив, плавные изгибы, пастельные тона умиротворяют.
Баланс композиции достигается уравновешиванием правой и левой частей изображения. Простейший вариант баланса – симметрия. Однако же асимметричный баланс не только возможен, но и зачастую выглядит намного интереснее и динамичнее. Сбалансированная композиция вызывает ощущение покоя, несбалансированная – более чем допустима, если вы хотите показать движение, мятежность. Такая композиция требует большего мастерства, но она и значительно более драматична.
Помните о том, что большинство людей западной культуры читают слева направо. Таким же образом взгляд движется и по рассматриваемой фотографии, и вы можете использовать это в своих целях, размещая элементы композиции в соответствующем порядке. Диагональные линии, идущие из нижнего левого угла в верхний правый воспринимаются как восходящие, а из верхнего левого в нижний правый – как нисходящие. Используйте их, чтобы направить взгляд зрителя к смысловому центру изображения.
Старайтесь любыми средствами выделить самое главное в кадре. Используйте тональный и цветовой контраст, размещая светлые объекты на тёмном фоне, а тёмные – на светлом, противопоставляя тёплые и холодные цвета, подчёркивая разницу в форме и фактуре различных предметов.
Если сюжет допускает малую глубину резкости, используйте это, сфокусировав объектив на смысловом центре и оставляя второстепенные объекты размытыми. Более резкие области изображения всегда притягивают взгляд.