Композиция определяет отношения между объектами

Не стоит путать композицию с кадрированием. Кадрирование определяет направление взгляда и поле зрения, а композиция – взаимное расположение объектов. Направляя камеру в разные стороны, а также используя объективы с различными фокусными расстояниями, или производя обрезку частей изображения при последующем редактировании, вы изменяете количество пространства, которое попадёт на конечную фотографию, но вы не сможете подобным способом исправить неудачную композицию – сместить объекты друг относительно друга, сделать один из объектов больше или меньше по отношению к другим. Для этого нужно либо физически двигать объекты, что допустимо с небольшими предметами и людьми, либо, что разумнее при работе с горами и лесами – двигаться самому. Обычно фотолюбители, увидев интересную сцену, остановятся в наиболее удобном месте, и, в лучшем случае, разве что поварьируют фокусное расстояние объектива, прежде чем спустить затвор. Съёмка из комфортной позиции – это, как правило, гарантия скучнейшей композиции. Не ленитесь двигаться. Сделайте шаг вправо или влево, присядьте, лягте на землю или залезьте на дерево, попробуйте подобраться поближе с широкоугольным объективом, чтобы подчеркнуть перспективу, или же напротив, отойдите подальше и возьмите объектив подлиннее, чтобы визуально сблизить передний и задний планы. Ищите лучшую точку для съёмки, которая позволит показать объект с самой выгодной стороны, наиболее выразительным и лаконичным образом. И только тогда, когда у вас не осталось сомнений в отношении вашей позиции и перспективы снимка, когда ключевые элементы расположены гармонично, когда на пути вашего взгляда нет ничего лишнего, определите границы кадра и снимайте.

Ещё о кадрировании

Картинки по запросу фотограф

Некоторые фотолюбители свято верят, что наш мир сотворён именно в формате 3:2 (реже 4:3), и что обрезка части изображения посягает на основы мироздания. При всём своём консерватизме я всё-таки сомневаюсь, что нам стоит загонять себя в подобные рамки.

Далеко не всегда удаётся вписать хорошую композицию в кадр со стандартным соотношением сторон. Некоторые сцены требуют квадратного кадра, а иногда, напротив, вытянутая панорама является наилучшим решением.

Мой совет таков: когда это возможно компонуйте полный кадр, чтобы использовать разрешение вашей камеры рационально, но если сцена требует нестандартного формата, снимайте с оглядкой на последующее кадрирование. Всегда можно обрезать всё лишнее в графическом редакторе. Любые средства хороши, если они улучшают конечное изображение.

Также, иногда случаются ситуации, когда при съёмке удалённого объекта вам попросту не хватает фокусного расстояния, а подобраться ближе нет никакой возможности. Что ж? Снимайте, используя ваш наиболее длиннофокусный объектив, а затем обрежьте края кадра, оставив лишь необходимый вам фрагмент. В отношении масштаба и перспективы это равноценно применению более длинного объектива. Качество изображения может несколько пострадать, но сильная композиция, которую вы в итоге получите, куда важнее.